Япония 8 - 11 век. Появление самураев, правовое государство. Средние века.
11сен
История

Япония 8 - 11 век. Появление самураев, правовое государство. Средние века.

Эпоха Хэйан

В восьмом веке, в Японии начинают проявлять большую активность в борьбе за правление страной аристократия и монахи (буддисты), это было связано с тем, что власть императора в отношении народа сильно ослабела.

Чтобы избежать полного всевластия буддистских монахов, император Камму сделал столицей новый город - Хэйан, который прозвал «местом полного спокойствия и мира». Чуть позже его переименовали в Киото. До этого, столицей страны была территория Нара, которая заставила императора переехать в другую местность из-за потери контроля над властью. Всё время, с периода  794 года, когда началось возрождение города Хэйан и заканчивая созданием первого сегуната в 1185 году принято именовать эпохой Хэйан.

Правление Фудзивара

После того как император перебрался на новое место, он начал проводить кардинальные реформы против «беспредела» местной знати во всех уголках страны и чтобы обновить статус «правового государства», исполнительные органы с тщательным рвением и усидчивостью следили за выдачей земельных участков в провинции для простых людей. С крестьян сняли обязательную обязанность служить в армии. Защищать свою территорию должны были местные аристократы, которые должны были создавать специальные отряды под названием кондэй. Чтобы расширить территорию страны, были захвачены южная часть острова Кюсю и север Хонсю, где проживали автохтоны.

Спустя некоторое время, после переезда на новое место императорская власть в значительной степени усилилась. Правительство заняло свою жесткую позицию и управлять страной можно было уже без участия императора. Одновременно с такими изменения в политическом строе Японии большое влияние получили представители рода Фудзивара, которые были приставлены к главе страны в качестве советников. Они убрали с политической арены всех выходцев других родов и стали единолично управлять государством. Правда, пока под контролем императора. Представители этой династии начали сближаться по родственным связям с императорским родом, так как в качестве жен для них выбирались только женщины из Фудзивара. Владыки данного рода получили два специальных титула при императорском троне. Это сэссе (опека над малолетним императором) и кампаку (советник при взрослом императоре). Результатом деятельности представителей рода Фудзивары стала их полная власть при действующем императоре. Пиком всевластия этой династии стал одиннадцатый век, когда на всех руководящих постах страны состояли только ее выходцы. Кроме этого род стал собственником большим количеством поместий (суен).

                                                                                Семья Фудзивара (фото)

Ближе к десятому веку в Японии начался создаваться дефицит земельных участков, которые выделялись из фонда страны в соответствии с законом об их выдаче. В связи с этим процедура передачи земли гражданам остановилась. По указу императора с владельцев земельных наделов стали собирать дань (кокуси). Этот налог собирали местные власти, которые обогащались за их счет. Крестьяне, которые имели значительные доходы не стали пользоваться такой землей и начали возделывать целинные участки, чтобы потом их превратить в свои частные владения. Исполнительные органы не остались в стороне от создавшегося положения и начали взимать с них солидные налоги. Чтобы не прогореть совсем, данная категория собственников стала дарить часть таких участков местной аристократии и буддистским монахам, чтобы снизить размер подати. Новые владельцы ставили на этих землях управляющими тех, кто подарил им данные участки. В итоге в стране появилась новая прослойка общества, которая произошла из крестьянского сословия и стала именоваться провинциальной аристократией.

Появление понятия «самураев» и института инсэй

В период эпохи Хэйан в стране не было регулярной боеспособной армии, так как тогда не существовало опасности с внешней стороны. Приграничные районы Японии нуждались все таки в военных отрядов для защиты своей территории от нападок огромного количества агрессоров. В этих целях создаются специальные подразделения из «служилых людей», которых прозвали самураями. Руководили ими представители местной знати. Все отношения строились по принципу «хозяина и подчиненного», самыми известными командирами этих боевых групп были в то время представители династий Минамото и Тайра.

                                                             Минамото-но Ёсиие с женой (фото)

В середине 11 века на престол взошла личность, которая не была связана с родом Фудзивара. Во главе страны стал Го-Сандзе, желающий восстановить полностью императорскую власть. Чуть позже его стремление поддержал Сиракава, который стал императором после него. Неожиданным его действием стало решение уйти с трона в 1086 году и стать опекуном и советников при малолетнем новом императоре. Это стало причиной утраты контроля над властью представителей рода Фудзивара и благодаря этому появился термин института инсэй (правление бывших императоров). Его главной задачей стало удерживание знати от воздействия на императора. Благодаря такому правлению полностью прекратилась власть представителей Фудзивара, которая длилась более двух веков.

В стране потихоньку стали подниматься самураи, которые имели большое влияние на некоторых территориях страны. Например, глава Тайра-но Масакадо в провинции Канто. В Японии то и дело бунтовали некоторые династии самураев против императорской власти. В свою очередь, император и его правительство подавляли такие восстания при помощи других самураев, поднимая им репутацию и авторитет. В качестве яркого примера можно привести отряд под руководством Минамото-но Есииэ из Канто, который подавил бунты Хогэн и Хэйдзи в конце 11 века. Впоследствии командир был признан самым успешным боевым начальников во всей восточной части государства.

Культура Японии в период 8 - 11 века

В начале 9 века многие молодые монахи были удручены тем, что буддизм активно используется в политических целях. В поисках настоящей веры двое представителей буддистских монахов отправились в империю Тан и прошли все науки религии. После того как они вернулись; один монах (Сайте) построил на горе Хиэй здание под храм Энряку-дзи, который стал местом исповедования учеников учения Тэндай. Второй монах (Кукай) воздвиг монастырь Конгобу-дзи на горе Коя-сан для членов секты сингон. У обоих храмов было одно обязательное правило, которое требовало от людей природного уединения, чтобы познать настоящую истину.

В конце 9 века отношения Китая и Японии окончательно разладились и поэтому культура страны восходящего солнца развивалась самостоятельно. Во времена правления рода Фудзивары был создан собственный оригинальный стиль в культуре для аристократов (Кокуфу). Вэтот период постройка дворцов для знати велась с огромными галереями и большими садовничьими угодьями. Одежда граждан перевоплотилась в самобытную. В художестве появилось новое направление ямато-э. художники писали свои картину на тему жизни аристократов и красивых пейзажей. Литература тогда создавалась на новом алфавите «кана». Среди наиболее известных работ можно выделить «Повесть о старике Такэтори» Ки-но Цураюки и «Записки у изголовья» Сэй-Сенагон. Все произведения были с иллюстрациями и пользовались значительным успехом среди аристократов.

                                                         Иллюстрированная повесть о Гэндзи (фото)

В Японии постоянно происходили разные катаклизмы (наводнения, цунами, эпидемии) и поэтому люди сомневались в старой вере и тянулись к новым направлениям в буддизме. Популярным в те времена стало поклонение будде Амида, когда верующие после своей смерти должны были попасть в особый рай - «Чистая Земля невероятной радости», основателями даной религии стали два монаха Куя и Гэнсин. По всей стране начали возводить огромные храмы в честь Амиды. Наряду с этим получили свое развитие азы японского синто и буддистский синкретизм.

Добавить комментарий

  • Смайлы и люди
    Животные и природа
    Еда и напитки
    Активность
    Путешествия и места
    Предметы
    Символы
    Флаги

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив