Кто такие ниндзя (синоби)? Подлинная история.
22сен
История

Кто такие ниндзя (синоби)? Подлинная история.

Идеальные диверсанты, профессиональные убийцы, мастера боевых искусств с Японии — такие ассоциации сейчас вызывает образ ниндзя.

Массовая культура приписывает им сверхъявственные навыки. Но в действительности, всё было иначе, чем представляет массовая культура.

Ниндзя исторически назывались «шиноби» (те, кто незаметен), чьё существование в реальной истории, может быть подтверждено в исторических документах после периода Нанбокучо (1336–1392 гг.). Шиноби называют разными именами в зависимости от региона. К ним можно отнести следующие названия, такие как: Раппа, Суппа, Куса, Дако и Камари. Прозвище Ниндзя прижилось до 1955-х годов.

Письменные источники о ниндзя

Стоит отметить, что письменные военные источники эпохи воюющих провинций, были интересны в первую очередь аристократии, желающей узнать о подвигах своих предков. Жизнь простых солдат их не интересовала, а то, как действуют ниндзя тем более. В глазах самураев ниндзя воплощали в себе все то, чем не должен быть настоящий воин. Исключением является история из «Хэйкэ моногатари», в которой Тайра Тадамори противостоит попытке убийства, используя приём, вскоре вошедший в технику ниндзя. Тайр медленно воткнул кинжал, при этом держась слабого света, отражающегося от лезвия, с целью привлечь внимание окружающих и отпугнуть возможного убийцу.

Вовремя так называемой «Войны Северного и южного двора», в источниках встречается описание диверсий ниндзя. Так, например, синоби сжёг крепость Хатиманями, проникнув в храм, вероятнее всего под личиной странствующего монаха. Встречаются описание отражения попытки убийства от рук ниндзя со стороны Тадаока Рокугоро Саэмона.

«Бансэнсюкай», вышедшая в семнадцатом веке, было практическим руководством по экипировке и методам ниндзя. Иллюстрации из этой книги по праву считаются классическими среди специалистов по изучению синоби.

Bansenshukai (в переводе «Все реки сливаются в море») - это японская книга, которая содержит сборник знаний от кланов из регионов Ига и Кога.

Происхождение синоби

Провинции Ига и Кога, соединенные общими границами, прочно ассоциируются в народном сознание с искусством ниндзя. То, что ниндзя появились здесь, подтверждается, например, в хронике «Го кагами фуроко»: «Один из подданных семьи Каваи Акино-ками из Ига был непревзойденным мастером синоби, и со временем люди из Ига прослыли известными знатоками этого дела. Другая традиция формировалась в Кога».

Причины появления синоби именно в этих местах географически объяснимы. Обе местности располагаются недалеко от Киото и были окружены естественной границей из горных хребтов, с проходившими через них контролируемыми перевалами. Полностью провинция Ига не была закрыта горами с севера, поскольку граничила с южной частью Кога. Исходя из этого положение, две провинции напоминают Швейцарию, чьи граждане в средние века прославились как наемники. Помимо этого, две провинции являлись важны и в стратегическом плане, так как располагались рядом с озером Бива и заливом Овари, делившись Японию надвое. На южной части озера располагалось Киото, протяженные дороги которого вели в том числе через две провинции, играющими роль перевалочного моста.

В самих горах было крайне мало населения и там имелся постоянный приток всевозможных разбойников, вершивших налеты на дорогах или на морском побережье соседней провинции Исэ. Из-за вынужденного бедственного положения и притока насилия, местные жители вынуждены были наниматься целыми отрядами в услужение даймё, где их использовали для засад.

Услугами ниндзя активно пользовались с 1485 по 1581 годы, в пик феодальных войн.

Эпоха воющих провинций

Ниндзя периода эпохи Воюющих царств были использованы могущественными даймё в разных местах, чтобы вторгнуться на территорию врага и провести там разнообразные диверсионные операции: поджечь припасы, уничтожить склады, устроить засаду и устранить определённое лицо, собрать информацию о ком-либо, и т.д. Но самое главное для них было — оповестить своего хозяина о текущей обстановке на требуемом участке фронта. Исходя из этого, ниндзя, в первую очередь, должны были выжить, а не сражаться подобно самураям.

В период феодальной войны роль ниндзя можно разделить на следующие категории:

  • коран(агитационная работа)
  • тэйсацу(разведка) в прифронтовой полосе
  • кантё(шпионы), действовавшие в глубоком вражеском тылу
  • кисё – нападающие из засады.

Важно различать профессиональных ниндзя, с передаваемыми из поколения в поколение знаниями и техниками, и тех, кто являлся всего лишь авантюристом-наемником, самураем для тайных задач. И хотя действия синоби порицались, те кто официально был нанят в действующие армии, могли пользоваться не меньшим уважением, чем самураи. В одной из хроник, описывая взятие замка Хатая, автор отзывается о синоби как «славный», известный своей ловкостью. Тот украл вражеский флаг и водрузил его над воротами замка, в насмешку против осаждающих.

По наступлению мирной эпохи в период Эдо, ниндзя были использованы для наблюдения не только лишь за внутренней обстановкой, но и для разведки вне пределов Японии.

Ход Токугавы

В период боевых действий спрос на синоби Кога и Ига был столь высокий, что даймё Ода Нобунага решил положить конец вольнице наемных убийц. В 1580 году Нобунага провёл грандиозное и стремительное вторжение в провинции, что местные жители не успели как следует подготовиться и отразить нападение. Многие жители провинции отступали в горы, скрываясь от гнева солдат даймё. Разгромом провинций воспользовался Иэясу Токугава, с помощью своего дипломатического и административного таланта, приняв ниндзя из провинции Ига, на службу своему клану. По ходу дальнейшей войны, ниндзя не раз оказывали помощь даймё, помогая ему в перемещение через горы или сокрытие от врагов, желавших отомстить за смерть Ода Нобунага, как считалось, убитым при посредничестве ниндзя, что служили Токугава.
                                                          Ниндзя, рисунок 19 века, художник Хокусай.
Отбор и обучение ниндзя

В провинциях Ига и Кога имелись свои школы для обучения ниндзя, но вторжение Оды Нобунаги положило им конец. Но, после каждый даймё стремился собрать под личным покровительством школу для синоби. Сёгунат не запрещал подобную практику, лишь в середине 17 века законодательно закрепив ценз по доходу, который разрешал нанимать себе синоби.

Самым ярким примером школы скрытных специалистов является Накагава-рю, основанная самураем Накагава Сёсюндзином. Она располагалась в углу замка даймё Цугару и туда был воспрещён вход посторонним. О основателе школы имеются отдельные рассказы, где тому приписывают сверхъестественные способности.

Но на практике, Накагава обучал группу в десть человек, посвящая их в искусство ниндзюцу. По легенде, Накагава, прежде чем получить разрешение создать свою школу, лично продемонстрировал своё мастерство, ночью украв подушку из-под головы даймё.

Говоря же о обучение в «родных» провинциях синоби, эксперты выдвигают предположение о обучение с младенчества, подобно самураям. Наставниками являлись старшие и опытные синоби, часто приходившиеся родственниками (отцами, дядями) для своих учеников. В учебных школах устанавливалась жесткая иерархия власти и подчинения.

Для своей работы ниндзя обязан не только иметь превосходную физическую подготовку, но и быть умственно всесторонне развитым. Ниндзя должен был прекрасно имитировать акценты, разбираться в медицине и яде, скрывать и владеть холодным оружием, знать, как организовать укрытие на любой из местностей.

В подростковом возрасте будущий ниндзя учился закалять собственное тело с помощью целого ряда упражнений:

  • Удержание равновесия стоя на деревянной доске,
  • Тренировка дыхания под водой
  • Упражнения во владение мечом и метание сюрикэнов
  • Искусство выживания в горах, самостоятельных поиск пропитания,
  • Выполнение акробатических трюков
  • Отработка элементов разведки и проникновения в составе группы

Немаловажным является и психологическая подготовка ниндзя. С детства будущему синоби внушали о готовности умереть. Причём, в отличие от самурайской этики, смерть он готовился принять не от ритуала харакири или благородного поединка, а от ножа, яда и коварства такого же убийцы. Если самураю полагалась посмертная слава, почёт, уважение предков, то ниндзя не доставалось ничего. Он обязан был оставаться в неизвестности. Но не смотря на отсутствие почестей, синобы был готов к достижению поставленных задач, какими рискованными они ни были.

Экипировка и методы синоби

Театр и романы рисуют ниндзя, всегда облаченными в чёрный костюм с прорезами для глаз. Данный образ далёк от истины. Ниндзя были облачены в простую и очень удобную одежду: Куртка «каратэ», заправленная в штаны, матерчатые гетры, чёрные таби (классические японские носки) и соломенные сандалии. Для особо опасных операций синоби могли носить под одеждой доспех из лакированных металлических пластинок, чья основа была соединена кольчужными кольцами.

                                                                       Костюм ниндзя.

Находясь на вражеской территории, специалисты подрывной деятельности, мог использовать обличие странствующего монаха — дзенского комусо или горного ямабуси, не считая маскировки бродячего артиста, кукольника или ремесленника.

Стандартным оружием синоби являлся стандартный японский меч(катана), отличающийся гибкостью и был удобен при перемещении по стенам, пересеченной местности, не сковывая движения. Помимо боевого применения, меч использовался для практических способов разведки: подъем наверх, по каменным блокам, используя гарду меча для опоры ног; контроль пространства через ножны. Помимо клинка, в экипировку ниндзя входили крюки-кошки, тэкаги (тяжелые металлические кастеты) и известные по массовой культуре метательные диски, сюрикэны. В зависимости от задания, в арсенал ниндзя могло входить специализированное снаряжение для проникновения на территорию противника, бесшумной разведки (деревянные прослушивающие устройства) или устранения живой цели (большой набор ядов).

Образ синоби после войны

С 1638 года в Японии наступил мир. Боевые искусства начали терять свою популярность.

В середине 17 века были написаны книги по ниндзюцу, в которых описывались методы ниндзя. На 4-м году правления Энпо (1676 г.), из-за ощущения опасности того, что техники не будут передаваться, властью были введены различные книги по военному искусству и книги по ниндзюцу, в том числе древняя китайская военная книга «Сунь Цзы». Такие инструменты, как: альпинистское снаряжение, водные сосуды для дыхания, искусство управление малым судном и применение порохового огнестрельного оружия — были описаны в издаваемых книгах. Иные тексты по ниндзюцу включают в себя малые трактаты по искусству сбора информации, мнемонические техники, навыки полевой медицины и токсикологии, методы шифрования, магические практики. Встречаются астрономические, метеорологические описания, производство пороха. Таким образом, ниндзюцу можно рассматривать как технику выживания, основанную на всесторонних знаниях в различных областях.

Настоящие ниндзя исчезли и их место заняли образы на сценах театров и страницах романов в период Эдо. Ниндзя в искусстве, в ранний период Эдо использовали представлялись как воры, обладающие тайной техникой. Хорошо известная история в история Исикавы Гоэмона. Используемое в текстах про него ниндзя было представлено в ключе мистического колдовства: полета, превращение в ящерицу, мышь, паука, бабочку и т. Д., Которая получила дальнейшее развитие под влиянием китайских романов. Также во второй половине периода Эдо сформировался образ ниндзя, который носил черный костюм и бил сюрикэном.

С развитием массовой культуры, образ ниндзя стал прочно оседать в массовом сознание, не только японского, но и западного обывателя, найдя бесчисленное появление на киноэкранах, страницах манги, аниме, видеоиграх.
Тэгининдзя

Добавить комментарий

  • Смайлы и люди
    Животные и природа
    Еда и напитки
    Активность
    Путешествия и места
    Предметы
    Символы
    Флаги

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив