Женщины самураи (онна-бугэйся). Воительницы самурайской Японии
02окт
История

Женщины самураи (онна-бугэйся). Воительницы самурайской Японии

О свидетельствах участия женщин-самураев

Пускай образ японского воина навсегда был закреплен за самураями, в самой Японии проявлять боевые навыки могли и женщины, известные нам, как она-бугейши и она-муша. Первыми назывались те, кто участвовал в оборонительных сражениях, а вторые в наступательных. По ходу текста будет чаще применяться первое самоназвание женщин-самураев. Почему женщина в японском обществе берется за оружие? И из какого слова происходят она-бугейши? Не считая тех, кто являлся женой самурая, она-бугейшей могла стать женщина из любого социального сословия. Но это не значит, что вербовались целые армии. Нет никаких свидетельств, письменных и археологических, что даймё занимались целенаправленной вербовкой. Однако, их факт участия в битвах, передаваемый нам в народных письменных сказаниях неоспорим.

Первые упоминание женщин-самураев относятся к двухсотому году нашей эры, во времена завоевания Кореи.

Воспитание она-бугейшиесли исключить женщин-воинов из народа и обратить внимание на тех, кто принадлежал к самурайскому сословию, то можно выделить наиболее общие черты этих храбрых женщин:

Прежде всего суровое воспитание в рамках иерархии самурайской семьи. Женщина не должна была пятнать честь своего мужа, своей семьи и клана ни словами, ни делами.

Она-бугейшу обучали владеть традиционными копьями – нагинатой и яри. Первое было с изогнутым лезвием, а второе прямым.

Для искусства боя на ближней дистанции, женщина-самурай использовала подаренный ей кайкэн (короткий кинжал). Его можно было также метать в незащищенные части врага. Также, кайкэн использовался для ритуального самоубийства (дзингай). В отличие от мужского сэпокку, женщина просто перерезала себе горло.

Женщина могла, обучалась верховой езде. Это касалось не только классических прогулок верхом, но и искусству сражения верхом. Женщина училась стрельбе излука, как по недвижным, так и по двигающимся мишеням.

Известные воительницы

Наиболее известно, хотя и противоречива, неточна, жизнь и жены племянника Минамото Ёсимото, она-бугейши по имени Томоэ. Авторы сходятся лишь на том что эта женщина обладала превосходной физической силой, не говоря уже о обращение с традиционным самурайским оружием. Она сражалась на поле боя бок о бок со своим мужем, вдохновляя воинов и демонстрируя ярость, вкупе с мастерством, убивая нескольких врагов за раз, выхватывая оружие и превозмогая раны. Есть свидетельство, что эта женщина в 1184 году возглавила группу из трех сотен самураев, бросив вызов двум тысячам воинов Тайра. Битва была жестокой и выжило всего лишь пятеро, включая саму Томоэ. Чаще всего роль она-бугейши сводилась к обороне замка в отсутствие феодала, включая принятия на себя хозяйственно-административные функции.

                                                           Томоэ Годзен. Женщина-самурай.   

Другой известной женщиной-воином была Сасаки Руи, дочь мастера меча Такэтао Сасаки, служившего во владениях Фурукава. Она втайне изучала боевые искусства и даже маскировалась под мужчину-роинина, нося два традиционных самурайских клинка. Она даже организовала свою школу фехтования.

Когда её обман раскрылся, она предстала под судом магистрата, ответив: «Я хочу возродить семью Сасаки. Принять в неё кого-то более сильного, чем я, со своим мужем, поэтому я оделась как мужчина и стала учить других». Когда магистрат услышал это, он сообщил об этом феодалу клана Фурукава. Тот прислал ей на одного из лучших учителей по боевым искусствам.

Есть свидетельства участия женщин-самураев в битвах. Недавние археологические раскопки места битвы при Сенбон-Мацубару между Такэда Кацуёри и Ходзё Удзинао в 1580 году, позволили провести ДНК-тесты 105 тел. Данные показали, что 35 из них были женщинами. Раскопки в другом месте дали аналогичные результаты. Ни одно из мест битвы не носило осадно-оборонительного характера и исходя из этого, можно сделать редкого участия женщин в армиях, но не на массовой основе. Одним из самых известных эпизодов это оборона замка Суэмори в 1584 году женой командира.

В конце периода Эдо была женщина-самурай Кото Накадзава. Она обучалась боевым искусствам у своего отца с раннего возраста и смогла стать мастером фехтования в стиле Хосин, владея нагинатой и кусаригамой.

Кото Накадзава описывается как светлокожая и высокая красавица. Её рост, как говорят, был около 170 см, что намного превышало средний рост в то время.

Эта женщина самурай возглавила охрану 14-го сёгуна Иэмоти Токугава и приняла участие в Войне Босин в середине девятнадцатого века. Причём, она маскировалась под мужчину.

После войны Босин Кото возвращается в свой родной город и живет как женщина. Мужчинам, которые уговаривали Кото жениться, не было конца. Но Кото выдвигает условие «жениться на мужчине более сильном, чем она сама». Но не нашлось того, кто смог бы одержать над ней победу.

Последняя битва женщин-самураев

С закатом самураев на полях Айдзу, в 1868 году пришла пора умереть и воительницам. В возрасте 21 года дочь высокопоставленного чиновника, Накано Такеко, возглавив особую группу самураев против императорских сил. Но каким был путь становления последней женщины-самурая?

Она родилась в Эдо (современный Токио) в 1847 году. В молодом возрасте её усыновил Акаока Дайсуке, мастер фехтования. Под его руководством она училась не только лишь высокой самурайской поэзии, но и владению шестифутовым клинком. Любимой героиней Дайсуке была ранее упомянутая выше Томоэ Годзен. Девушка была талантлива, обращаясь с нагинатой.

Во время реставрации Мэйдзи Акаока Дайсуке примкнула к лагерю восставших против императорской власти. В октябре 1868 года война наконец дошла до её родного Айдзу - где-то около 30 000 имперских солдат, многие из которых теперь вооружены огнестрельным оружием и артиллерией. Началась осада.

Сжимая потрепанную рукоять своего проверенного традиционного оружия, Накано Такеко поклялась, что будет на поле битвы, чтобы встретиться с врагом лицом к лицу. По самурайскому кодексу бусидо поступать меньше было бы бесчестно.

Несмотря на почти разногласия среди защитников, замок в Айдзу смог выдержать натиск императорских сил. Современному оружию противостояли пять тысяч защитников, вооруженные луками и аркебузами. Накано Такеко поспешила через залы и дворы крепости, организовывая и командуя отрядом из трех десятков женщин. В отряд входили её мать и сестра 17-ти лет. Эта группа получила название Дзёситай , «армией женщин». Все эти женщины были обучены лично Накано искусству рукопашного боя и основным военным командам. Все они были готовы принять бой, пойти на вылазку и защитить Айдзу до последнего вздоха.

У них появился шанс 10 октября 1868 года, когда противник прорвал одну из внешних оборонительных сооружений, угрожая артиллерийскому подразделению замка. Накано и её Джошитай были вызваны для защиты орудий.

Перед битвой Накано написала свое посмертное стихотворение в традиционном каллиграфическом стиле. Со своей сестрой она договорилась о ритуальном самоубийстве, ни одна из женщин не должна попасть к врагу живой.

                                                                  Накано Такэко

Силы императорской армии превосходили численностью пять к одному. Накано вооружилась нагинатой, ведя за собой группу с древковым оружием против армии профессиональных солдат, вооруженных одними из самых современных винтовок, доступных в то время. Завязав туго волосы, «смотря сталью», как говорят очевидцы, Накано Такеко подняла нагинату вверх и приказала атаковать. Поначалу императорские солдаты не отстреливались, возможно от мысли, что на них движется группа кричащих воинов была группой мальчиков-подростков. Дзёситай подстриглись, их волосы были зачесаны назад, они были одеты в свободные брюки, а не в традиционную японскую женскую одежду. Затем, когда императорские силы понялм поняли, что это взвод женщин-солдат, среди них прозвучал призыв не стрелять и попытаться взять их живыми (вероятно, не из благородных соображений).

Дзёситай врезались в строй врага, нанося шквал ударов и отражений. С каждой стороны упали еще два человека, изрезанные в клочья быстрыми и смертоносными ударами Накано. Она парировала, била и повалила врага за врагом на землю, разрубив его на части, а затем развернулась и вонзила острие нагинаты в сердце другого солдата., Накано убила шестерых закаленных в боях, хорошо обученных вражеских воинов в вихре разрушения и хаоса - ее действия вдохновили защитников замка на сопротивление и показали им, как живет настоящий самурай. Когда молодая она-бугейша она повернулась лицом к своему следующему противнику, раздался выстрел из винтовки. Пуля попала ей в грудь. Она получила смертельное ранение. Сестра Накано, Юко, бросилась ей на помощь, но Накано напомнила ей об их уговоре. Младшая сестра отрубила ей голову.

Замок Айдзу все еще продержался еще несколько дней после смерти Накано и сдался 6 ноября 1868 года. Падение крепости фактически знаменует конец самураев и феодальной системы в Императорской Японии.

Говоря о Юко, то ей удалось сбежать из-под осады. Она похоронила голову своей любимой сестры под деревом возле тихого храма в Фукусиме. Нагината Накано Такеко также была подарена храму и по сей день демонстрируется в храме Хокай.

И по сей день молодые девушки, в память о подвиге последней женщине-самурае, принимают участие в Осеннем фестивале Айдзу, одетые и экипированных как Накано Такеко и ее воины Джошитай в день последней битвы.

 

Добавить комментарий

  • Смайлы и люди
    Животные и природа
    Еда и напитки
    Активность
    Путешествия и места
    Предметы
    Символы
    Флаги

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив