Сотворение мира в японской мифологии
11сен
Мифология

Сотворение мира в японской мифологии

Особенностью японской мифологии можно счесть сочетание буддийский и синтоических мотивов в структуре мифов.
Миф о сотворении исходит из «Записей о древних вещах» Кодзики (памятник японской литературы), первой книги, написанной в Японии (датируемой 712 годом нашей эры) и Нихон Сёки (законченной в 720 году).

История мира берёт своё начало в безграничном бесформенном хаосе темной вселенной. Спустя много миллионов, частицы начинают двигаться и издавать звук. Легчайшие частицы поднимаются, образуя небеса, где появляются первые Три божества-творца. Оставшиеся частицы падают и создают массу, называемую «Земля», но для ее затвердевания требуется много миллионов лет. Мгновенно появляются еще два божества, на этот раз на Земле, они прорастают из тростника. За ними следуют многие другие боги, но им нечего делать, кроме как просто существовать, пока вселенная пребывает в хаосе. Вызывают двух богов, Идзанаги (первый мужчина) и Идзанами (первая женщина), и им приказывают спуститься в землю, чтобы править творением. Создавать они начинают с помощью Аманонухоко – украшенной драгоценностями алебарды. В конце концов они захотели заняться любовью, поэтому они построили столб под названием Аменомихашира. Вокруг него возвели дворец под названием Яхиродоно (зал размером с восемь квадратных рук). Любящая друг друга пара сделали обход колонны.


Идзанами, при встрече, сделала первое приветствие. Изанаги не думал, что это правильно (право заговорить первым принадлежало именно мужчине), но они все равно сошлись близко. У них было два ребенка: Хируко (водяной ребенок, называемый также Эбису, или Котоширо-нуси-но-ками, (японский бог рыбаков, удачи, а также хранитель здоровья маленьких детей).

Родители отправили своих новорожденных в море. Они задали вопрос богам, интересуясь где они ошиблись. После пояснения от богов, супруги повторили ритуал, на этот раз успешно. После обряда, пара стала мужем и женой.
От их союза родились Ояшима. Однако Идзанами умерла, родив ребенка Кагутути (воплощение огня). Она была похоронена на вершине горы Хиба, на границе старых провинций Идзумо и Хоки, недалеко от современного Ясуги в префектуре Симанэ. В гневе, Идзанаги убил новорожденного. Его смерть также создала десятки божеств. Боги, рожденные от Идзанаги и Идзанами, символизируют важные аспекты природы и культуры, но их слишком много, чтобы упоминать здесь.

Йоми, Темная Земля Мертвых

Идзанаги оплакивал смерть Идзанами и предпринял путешествие в Ёми, или «темную страну мертвых». Идзанаги нашёл лишь небольшую разницу между Ёми и землей наверху, за исключением вечной тьмы. Однако удушающей тьмы было достаточно, чтобы заставить его тосковать по свету и жизни наверху. Он быстро нашёл Идзанами. Сначала Изанаги не мог зреть её внешний облик из-за кромешной тьмы. Тем не менее он попросил её вернуться с ним обратно. Идзанами плюнула в него, сказав, что он опоздал. Она уже ела пищу подземного мира и теперь была единым целым с землей мертвых. Она больше не могла вернуться на поверхность живой.

Изанаги был шокирован этой новостью, но отказался уступать ее желаниям и бросить ее в темные объятия Йоми. Идзанами согласилась вернуться в мир наверху, но сначала попросила дать ей немного времени для отдыха и велела Идзанаги не заходить в ее спальню. После долгого ожидания, когда Идзанами не вышла из своей спальни, Идзанаги забеспокоился. Пока супруга пребывала во сне, мужчина поджёг гребень на ней. При свете муж узрел, что жена превратилась в мерзкое гниющее существа с личинками и мухами, бегающими по ее израненному телу.


Громко заплакав, Изанаги больше не мог сдерживать свой страх и побежал, намереваясь вернуться к живым. Идзанами проснулась с воплем и возмущением и погнался за ним. Дикие шикоме, или грязные женщины, также охотились за напуганным Идзанаги, которым Идзанами велела вернуть его.

Изанаги, быстро подумав, сбросил свой головной убор, который превратился в гроздь черного винограда. Шикоме запутались в нём, но продолжили преследование. Затем Идзанаги бросил гребень, который превратился в пучок бамбуковых побегов. Идзанаги, желая оторваться от преследователей, помочился на побеги, создав большую реку, которая увеличила его силу. К сожалению, демоны все еще преследовали Идзанаги, заставляя его швырять в них персики. Он знал, что это не задержит их надолго, но он был почти свободен, так как граница Йоми теперь была совсем близко.

Идзанаги выскочил из входа и быстро толкнул валун во вход в пещеру, которая была входом Йоми, тем самым разделив мир живых и мертвых. Теперь в мире существовала смерть, но жизнь опережала её. Идзанаги возвращается на Землю и очищается, и при этом появляются новые божества, в том числе Аматэрасу, богиня солнца, Цукуёми, бог луны, и Сусаноо, бог ветра.
Богиня Солнца

Аматэрасу и пещера

Аматэрасу - самая известная богиня мифологии островов. Значение её имени: «Сияние на Небесах», а эпитет - Омиками, «Великая и Возвышенная Божественность». Исследователи предполагают, что она изначально могла быть солнечным божеством мужского пола «Аматеру Кунитеру Хоакари» или «Сияющий огонь небес и земли», но к 5 веку н.э. на реке Исару были построены святилища богини Аматэрасу. Как богиня солнца, она – считается величайшей из японских богов, она правит Равниной Небес. Чаще легенды о ней повествуют о соперничестве со своим братом Сусано-о. В самой известной сказке Аматэрасу прячется в пещере после очередного конфликта. Это заставляет весь мир погружаться во тьму. Злые духи начинают бродить по Земле, причиняя людям беды. После нескольких попыток богов, чтобы выманить её из пещеры, взывая к состраданию, божества придумывают план. Для него была использована незначительная богиня Удзумэ, отвечавшая за радость и пиршества веселья. Облачившись в цвета, она начала танцевать на перевернутом корыте и сбросила с себя одежду. Боги-мужчины стали громко смеяться, чем привлекли Аматэрасу. Та вышла из пещеры и была возвращена обратно, а вход в пещеру закрыт. Согласно еще одному мифу Аматэрасу рассердил другой ее брат, бог луны – Цукиёми. Тот убил богиню, которая, как он посчитал, оскорбила его. Богиня солнца Аматэрасу сообщила своему брату, что она больше никогда на него не посмотри. Этим в японской мифологии объясняется, почему солнце и луна появляются на небе в разное время.


Добавить комментарий

  • Смайлы и люди
    Животные и природа
    Еда и напитки
    Активность
    Путешествия и места
    Предметы
    Символы
    Флаги

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив