Классическая современная литература Японии
11сен
Культура Японии

Классическая современная литература Японии

Во время открытия Японии в середине девятнадцатого века, западные концепции и техники в литературе запада оказывали влияние и на японскую литературу. Романисты экспериментировали с «новыми» идеями, такими как либерализм, идеализм и романтизм. Особое влияние оказала французская, британская и немецкая литература.

Лафкадио Хирн был европейцем, сумевшим достичь известности за счёт осознания и душевного проникновения в японскую культуру, выраженную через творчество. В Японии он известен под именем Коидзуми Якумо. Самой известной его работой является «Квайдан», сборник историй о привидениях.

Период между началом века и господством милитаризма в японском обществе, в 1930-х годах произвел на свет трех значительных творцов пера: Мори Огай, Нацумэ Сосэки и Акутагава Рюноскэ, являющийся учеником Сосэки.

Огай решил не заниматься творчеством, во имя исполнения врачебного долга в японской армии. Он возвратился к писательскому мастерству только после выхода на пенсию. Этот автор был вдохновлен в основном немецкой литературой, и его творчество играло ведущую роль в японском романтическом литературном движении. Он писал стихи, драму и историческую биографию, но лучшим его художественным произведением считается роман «Дикие гуси». Это острая история о неравной любви. Действие произведения происходит на фоне драматических социальных изменений, произошедших с падением режима Мэйдзи, когда юная героиня из-за бедности вынуждена стать любовницей ростовщика.

Сосэки (1867-1916) - как его обычно называют - начал свою карьеру в качестве исследователя английской литературы в Императорском университете Токио. Он ушел в отставку, чтобы посвятить свое время писательству, и опубликовал свой первый роман «Я кошка» в 1905 году. Это сатирический портрет человеческого тщеславия, за которым последовали все более пессимистические и задумчивые романы, такие как «Сердце». и его незаконченный шедевр «Свет и тьма». Работы Сосеки часто обращаются к отчуждению современного человечества, поискам морали и трудностям человеческого общения. Портрет Сосэки много лет украшал лицевую сторону банкноты в 1000 йен.

Акутагаву (1892-1927) сегодня больше всего помнят благодаря литературной премии его имени, которая присуждается молодым писателям-фантастам. Он был отличным учеником и учился у Сосэки в Императорском университете Токио. Его наиболее известная работа - «Расомон и другие рассказы». Эта история вдохновила известного Акиру Куросаву для создания своих фильмов. В «Расомоне» автор ставит под сомнение ценности своего общества, драматизирует сложности человеческой психологии и изучает шаткое равновесие иллюзии и реальности.

В годы господства милитаризма литературное творчество сильно подавлялось, так как несло в себе тенденции к подрыву агрессивной идеологии. Двумя писателями, появившимися в послевоенный период, были Кавабата Ясунари (1899-1972), он был удостоен Нобелевской премии по литературе в 1968 году, и Танидзаки Дзюнъитиро. Их самые известные работы - «Снежная страна» и «Некоторые предпочитают крапиву». Первая рассказывает об отношениях между писателем средних лет и стареющей гейшей. В последней книге города Токио (который только что был разрушен землетрясением) и Осаку используются в качестве конфликта между современной и традиционной Японией.



Возможно, более известен за рубежом Мисима Юкио (1925-70), жизнь и смерть которого были столь же драматичны, как и его искусство. Он был гомосексуалистом, с крайней одержимостью человеческим телом, физической красотой, изображая в своих произведениях неизбежный упадок и смерть этого самого тела. Его первой крупной работой была «Признания в маске», 1949 г., и он передал свой последний, 4- частный роман «Море плодородия», 1965-70 гг. своему издателю в день своей смерти.

Другой шедевр, «Храм Золотого павильона», 1956, рассказывает о монахе, который испытывает отвращение к собственному уродству, который сжигает знаменитый киотский павильон. При этом он не видит, как этот объект попадает в руки американских военных. Мисима испытывал отчаяние от вестернизации Японии и мечтал вернуться в более благородные времена. Он был, пожалуй, единственным писателем своего времени, способным писать пьесы кабуки в традиционном стиле. Он был освобожден от военной службы во время войны, и вина за это мучила его всю жизнь. Он занялся бодибилдингом и боевыми искусствами и любил позировать на фотографиях, изображая его насильственный конец. Подражая жизни искусству, он совершил ритуальное самоубийство вместе с членами своей фанатичной частной армии после того, как не сумел поднять восстание со стороны военных.

В 1994 году Оэ Кэндзабуро стал вторым литературным лауреатом Нобелевской премии в Японии. Представителями его работ являются произведения «Личное дело», 1963 года и «Тихий крик», 1967 года. Оба романа были посвящены отцу ребенка с повреждением мозга, о чем Оэ знал по личному опыту. В своих романах Оэ создает мир, богатый поэзией и воображением, где реальность и миф неразрывно связаны. Он также писал о полярности, которую японцы 20 века ощущали между своей культурой и внешним миром. Совсем недавно, в 1999 году, он «Тсугаерри», книгу основанную на газовой атаке зарина в 1995 году, совершенной религиозным культом в токийском метро, в результате которой погибло 12 человек.

Среди самых популярных авторов последних лет - Мураками Харуки, Мураками Рю (не родственник известному автору) и Йошимото Банан. Все они известны своим резким взглядом на современное японское общество. Мураками Харуки, пожалуй, самый читаемый за пределами Японии. Его романы «Норувэй но Мори» («Норвежский лес», 1987 г.) и «Хицудзи о Мегуру Букен» («Погоня за дикой овцой», 1989 г.) являются наиболее читаемыми в родной стране и зарубежом.

Мураками Рю, за свои литературные заслуги, а также роман «Кагиринаку Тумейни Тикай Буруу» («Почти прозрачный синий», 1976) премию Акутагавы в 1976 году. Другие работы включают «Младенцы в монетном шкафчике» (1980) и «Топаз» 1988. Он часто появляется на телевидении и пишет в журналах. Там он обсуждает текущее состояние Японии и ее молодость.

Ёсимото (1964-) обычно либо любят, либо ненавидят читатели. Ее мрачные романы затрагивают такие темы, как смерть, инцест и лесбиянство. Ее первым прорывом стала новелла 1987 года «Кухня», которая до сих пор остается самой известной ее книгой.
«Итак, мы смотрим в небо»

Эта книга приведена в пример современных японских книг, где отражены тенденции и интересы общества в 21 веке, которое находится под сильным влиянием западной культуры.

Вышедшая в 2010 году, за авторством Мисуми Кубо, - компульсивно читаемый сборник связанных историй. Она рассказывает о жизни пяти персонажей мыльной оперы, каждого из которых можно щедро охарактеризовать как воплощение беспорядка. Газета Japan Times, описали «Итак, мы смотрим в небо» как «крайне реальное» в аннотации, которая появляется на обложке книги, потому что каждая из историй - это настоящий сборник невероятных ситуаций. Однако если читатель ожидает тонкого изображения реальной жизни, возможно, его лучше поискать в другом месте, чтобы лучше оценить нелепое веселье, которое может предложить эта книга.

События книги начинаются, когда старшекласснику по имени Такуми подбирает молодая домохозяйка на фестивале любителей комиксов. Она приглашает его в свою квартиру для интимного процесса. С этого момента дела идут полным ходом.

«Смотрим в небо» открывается как непристойная развлекательная секс-комедия. Американский перевод Полли Бартон опирается на неловкость и юмор сцен, которые функционируют как средства развития персонажей, подкрепленные сопутствующим вторичным замешательством. Если когда-либо произведение японской художественной литературы в переводе заслуживало обложки, разработанной Чипом Киддом, то это именно эта. На русский язык роман ещё не был переведён.

В качестве предупреждения по содержанию четвертая история использует сенсационный и почти диккенсовский подход к крайней бедности с изюминкой в том, что гей, который хочет помочь подросткам из группы риска, начав программу обучения с помощью стипендий, на самом деле является педофилом.

Пятая и последняя история, «Нация пальцев», явно выделяется как самая сильная и самая интересная в коллекции. Эта история о матери Такуми, которой приходится иметь дело с угрозами смертью и письмами с ненавистью, которые отправляются в ее родильный дом, поскольку она заботится о своем сыне, который стал замкнутым. Вместе со своим умелым помощником Митчаном матери Такуми удается поддерживать работу клиники, несмотря на требования ее трудных клиентов, которые включают весь диапазон от матерей-новичков, одержимых микроменеджментом своей диеты, до невежественных мужей, которые винят в своем незнании о беременности всех, кроме себя.

В этом рассказе предпринят серьезный подход к теме беременности в Японии, которая обычно стилизована как божественная или чудовищная как в популярной литературе. Независимо от политического дискурса вокруг беременности, кто-то должен рожать детей, и приятно видеть, как этот опыт изображается как обычная повседневная жизнь.

Добавить комментарий

  • Смайлы и люди
    Животные и природа
    Еда и напитки
    Активность
    Путешествия и места
    Предметы
    Символы
    Флаги

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив